В настоящее время фирма Rational Software является безусловным лидером в области объектно-ориентированного анализа и проектирования информационных систем с компонентной архитектурой. Разрабатываемая этой фирмой методология, основанная на использовании унифицированного языка моделирования (UML - Unified Modeling Language в настоящее время принят OMG в качестве стандарта), поддержана целым спектром инструментальных программных средств визуального моделирования, совместной разработки (поддерживаются основные языки программирования C++, Java, Visual Basic, SmallTalk и др., а также популярные среды разработки - MS Visual Studio, Delphi, PowerBuilder), автоматизированного тестирования и документирования, охватывающих жизненный цикл создания программных систем .
Помимо Rational Rose, продукта фирмы Rational Software, к числу популярных средств визуального моделирования, поддерживающих стандарты UML, можно отнести Paradigm Plus (программный продукт фирмы PLATINUM Technology), SELECT (SELECT Software), Oracle Designer (Oracle), Together Control Center (Borland), AllFusion Component Modeler (Computer Associates) и Microsoft Visual Modeler (Rational Software&Microsoft Corporation).
Rational Rose. Популярное средство визуального моделирования объектно-ориентированных информационных систем компании Rational Software Согр. Работа продукта основана на универсальном языке моделирования UML (Universal Modeling Language). Благодаря уникальному языку моделирования Rational Rose способен решать практически любые задачи в проектировании информационных систем: от анализа бизнес-процессов до кодогенерации на определенном языке программирования. Только Rose позволяет разрабатывать как высокоуровневые, так и низкоуровневые модели, осуществляя тем самым либо абстрактное проектирование, либо логическое .
Rational Rose поддерживает прямое и обратное проектирование на языках: ADA, Java, С, C++, Basic. Поддерживает технологии COM, DDL, XML. Позволяет генерировать схемы Oracle и SQL.
Rational Rose имеет открытый API, позволяющий создавать собственными силами модули для конкретных языков программирования.
Select Yourdon. Эта система разработана фирмой Select Software Tools Ltd. (England). Select Yourdon поддерживает фазы анализа требований и проектирования программной системы, что покрывает полностью начальный период разработки вплоть до кодирования модулей. При этом поддерживаются следующие виды структурных методов (диаграмм) :
- диаграммы отношения сущностей;
- диаграммы потоков данных и управления, базирующиеся на нотации Yourdon/Ward & Mellor и Hatley;
- диаграммы переходов состояний;
- мини-спецификации процессов;
- структурные диаграммы Константайна (Constantine);
- структурные диаграммы Джексона (Jackson).
Первые три вида диаграмм и мини-спецификации процессов могут использоваться для анализа и формулировки требований к ПО, последние два - для проектирования архитектуры ПО и его отдельных модулей. База данных проекта сосредоточена в так называемом словаре данных (Data Dictionary). Система поддерживает как однопользовательскую работу, так и работу в сети коллектива разработчиков.
Oracle Designer. Набор инструментальных средств Oracle Designer предлагает интегрированное решение для разработки прикладных систем корпоративного уровня для Web и клиент/серверных приложений. Oracle Designer участвует в каждой фазе жизненного цикла разработки программного обеспечения - от моделирования бизнес- процессов до внедрения. Применение единого репозитория делает возможным использование любых его компонент для быстрой разработки масштабируемых, кросс-платформных распределенных приложений .
Задачей Oracle Designer является сбор данных о потребностях пользователей и автоматизация построения гибких графических приложений. Oracle Designer используется не только для создания приложений, но и для ведения учета изменений, которые неизбежно происходят при эксплуатации системы.
Графические модели определений проекта, интегрированные с многопользовательским репозиторием существенно облегчают работу с Oracle Designer. Инструментальные средства построены на базе общепринятых методик, охватывающих весь жизненный цикл разработки. Это обеспечивает гибкость и открытость подхода к разработке программного обеспечения за счет использования только тех частей продукта, которые требуются в данной задаче. В рамках процесса разработки обеспечивается поддержка методов RAD, JAD, информационного проектирования, водопадного метода (waterfall), итеративного метода, а также индивидуального подхода, выбранного компанией.
Microsoft Visual Modeler. Microsoft Visual Modeler (MSVM) - инструмент визуального моделирования, разработанный Rational Software совместно c Microsoft Corporation, обеспечивает базируемое на UML моделирование для проектирования приложений на основе компонентов. Модели, созданные с использованием MSVM, могут автоматически выполнять генерацию объектного кода для проектов, реализуемых в средах разработки Visual Basic 6.0 и Visual C++ .
Microsoft Visual Modeler поддерживает архитектуру Windows-распределенных интернет-приложений (Windows DNA), которая позволяет разработчикам уровня предприятия строить масштабируемые, многоуровневые бизнес-приложения, которые могут быть установлены в любой сети.
Последняя версия Microsoft Visual Modeler предлагает беспрецедентный уровень интеграции между визуальным моделированием и средой разработки Visual Studio, включает обновленные возможности как для разработчиков Visual Basic, так и для поддержки разработки в среде Visual C++.
Windows DNA, Visual Studio и Microsoft Visual Modeler (MSVM) обеспечивают правильную комбинацию инфраструктуры и инструментов проектирования для создания нового поколения п-уровне- вых, создаваемых на основе компонентов приложений.
MSVM упрощает построение сложных, многоуровневых бизнес- приложений, основанных на Windows DNA, позволяя разработчикам наглядно в графическом виде представлять организацию их приложений.
Новые возможности Microsoft Visual Modeler включают интеграцию с Microsoft Visual SourceSafe системой контроля версий; интеграцию с Microsoft Visual Manager (VCM) и улучшенную поддержку Microsoft Repository для разработок на основе Visual Basic. Расширения Visual Modeler для поддержки групповой разработки включают возможность опубликования моделей в репозитории через VCM; в дальнейшем возможен просмотр моделей и их совместное использование членами группы разработчиков. Компоненты могут быть импортированы из репозитория через VCM посредством техники drag-and-drop. Точно так же интерфейсные компоненты СОМ могут быть импортированы из Windows Explorer.
Microsoft Visual Modeler - наиболее простой в освоении инструмент из семейства Rational Rose, мирового лидера среди инструментов визуального моделирования, использует общую кодовую основу и предлагает масштабируемый, интегрированный, полностью совместимый набор решений визуального моделирования для программистов, использующих Visual Basic и/или Visual C++. Visual Modeler поддерживает Унифицированный Язык Моделирования (UML), разработанный таким образом, что даже разработчики, не имеющие опыта в визуальном моделировании, легко его осваивают и успешно создают модели.
Семейство продуктов AllFusion. Component Modeler - базовый компонент комплекта AllFusion Modeling Suite компании Computer Associates. Комплект также включает в себя: Process Modeler (ранее - BPwin), который объединяет моделирование бизнес-процессов, потоков данных и рабочей деятельности в одном простом в использовании инструменте; ERwin Data Modeler (ранее - ERwin), применяемый для моделирования баз данных, и Data Model Validator (ранее - ERwin Examiner) для улучшения согласованности и качества моделей данных. Component Modeler и ERwin Data Modeler работают совместно, что дает возможность разработчикам и аналитикам баз данных приводить информацию в реляционных базах данных к виду, пригодному для использования объектно-ориентированными приложениями. Модели бизнес-процессов Process Modeler могут быть синхронизированы с моделями данных ERwin Data Modeler для обеспечения оптимальной поддержки бизнес-процессов организации .
Семейство AllFusion состоит из средств, предназначенных для управления процессами и проектами, моделирования и разработки, публикации знаний и визуализации. ПО семейства AllFusion улучшает способность автоматизировать процессы жизненного цикла критически важных приложений, что соответствует потребностям постоянно усложняющегося и изменчивого мира электронного бизнеса.
Создавать для программы дополнительное визуальное и документальное сопровождение – процесс трудоемкий и утомительный: отнимает много времени и кажется совершенно излишним, если архитектура программного обеспечения проста или является эталонной. Однако на практике программисты далеко не всегда сталкиваются с такими задачами.
Почему не «взлетел» UML
В большинстве случаев при разработке программного обеспечения, если система требует правок, то программисты просто берут код и исправляют ошибки так, как им удобно, а затем демонстрируют результат заказчику.«Сегодня программирование - это не инженерная наука, а прикладная математика. При этом программисты сразу учатся писать код», - уточняет заведующий кафедрой Технологии программирования Университета ИТМО Анатолий Шалыто.
Чаще всего архитектура решения объясняется на словах или с применением простейших блок-диаграмм. Универсальный язык моделирования (UML), основанный на базе нескольких предыдущих стандартов, таких как метод Гради Буча (Booch), метод Джима Румбаха (OMT) и метод Айвара Джекобсона (OOSE), должен был помочь в этом вопросе. И на него возлагали определенные надежды.
Люди пробовали работать с UML, надеясь, что тот станет своеобразной «серебряной пулей», однако он не приобрел широкой популярности. Исследователи выделяют три главных препятствия, которые помешали массовому распространению диаграмм состояний в качестве общепринятого средства описания алгоритмов и сложных поведений программ.
Во-первых, для описания поведения, кроме диаграмм состояний, предлагалось использовать и другие типы диаграмм, однако правила, определяющие их взаимодействие, не были регламентированы.
«Многие считают, что этот язык слишком объемный, - говорит исследователь и предприниматель Хорди Кабот (Jordi Cabot). - Это связано с большим количеством диаграмм, доступных в UML».
Во-вторых, не было предложено подходов для совместного использования диаграмм, описывающих структуру и поведение программ. В-третьих, диаграммы для описания поведения в основном использовались разработчиками для общения друг с другом, в то время как назначение UML - составление спецификации с последующим её воплощением в программном коде.
Подобная судьба ожидала и множество других решений, которые, однако, не являются полноценными альтернативами UML. Речь идет о системе условных обозначений для моделирования бизнес-процессов (BPMN), моделях сущность-связь (ERM), диаграммах потоков данных (DFD), диаграммах состояний и др. Как отмечает Крис Фурман (Cris Fuhrman), все это не более, чем инструменты общения.
Переход к автоматам
Однако спецификации проектов нужны, поскольку они фиксируют результат процесса проектирования, освобождая ум разработчика для решения других задач, а также используются в качестве входных данных на этапе реализации.Этапы разработки программной системы со сложным поведением
Автоматное программирование является подходом, способным облегчить процесс формирования спецификации. Во время работы создаются графы, в которых под влиянием внешних или любых других входных воздействий осуществляются переходы между состояниями и формируются выходные «импульсы». Для этого сперва формируется текстовая версия технического задания, в котором заказчик прописывает подробную работу желаемого решения.
После этого объявляются условные обозначения входных и выходных воздействий, источников и приемников информации, а затем рисуется схема. Графы переходов позволяют заказчику лучше понять то, что будет делать программист.
Имея схему связей и диаграмму переходов, с помощью формального преобразования можно построить код, реализующий автомат на языке программирования. После этого спецификации становятся частью проектной документации системы. Проектная документация составляется на естественном языке и обычно содержит постановку задачи, описание структуры и поведения системы, примеры ее использования.
Автоматное описание в ООП
Принципы автоматного подхода находят применение и в объектно-ориентированном программировании. Это возможно благодаря концепции «автоматы и объекты управления как классы». Такая модель принята, например, в инструментальном средстве автоматного программирования UniMod. Архитектура системы со сложным поведением, построенная согласно этому принципу представлена на рисунке ниже.Сопоставление отдельного класса каждому объекту управления приводит к тому, что усилия разработчиков по выделению этих объектов на стадии моделирования не пропадают на этапе реализации. При этом каждый запрос или команда имеет доступ только к строго определенной части вычислительного состояния.
В целом же процесс проектирования системы со сложным поведением можно описать следующим образом:
- Проведение объектной декомпозиции, когда система разбивается на множество самостоятельных взаимодействующих сущностей.
- Сопоставление сущностей с классами, определение интерфейсов классов и отношений.
- Выделение тех сущностей, которые обладают сложным поведением, - именно для их описания будет применяться автоматный подход.
- Задание набора управляющих состояний для каждой сущности. Запросы и команды сопоставляются с входными и выходными переменными управляющего автомата, а компоненты интерфейса - с его событиями. На их основе строится сам управляющий автомат.
- Реализация неавтоматизированных классов на выбранном объектно-ориентированном языке. Генерация кода может выполняться как автоматически, так и вручную.
Язык - система знаков, служащая:
- средством человеческого общения и мыслительной деятельности;
- способом выражения самосознания личности;
- средством хранения и передачи информации.
Язык включает в себя набор знаков (словарь) и правила их употребления и интерпретации (грамматику).
К этому достаточно исчерпывающему определению нужно добавить, что языки бывают естественные и искусственные, формальные и неформальные. UML - язык формальный и искусственный, хотя, как мы увидим далее, этот ярлык к нему не совсем подходит. Искусственный он потому, что у него имеются авторы, о которых мы еще не раз упомянем в дальнейшем (в то же время, развитие UML непрерывно продолжается, что ставит его в один ряд с естественными языками). Формальным его можно назвать, поскольку имеются правила его употребления (правда, описание UML содержит и явно неформальные элементы, как мы, опять-таки, позже увидим). Еще один нюанс: UML - язык графический, что также немного путает ситуацию!
При описании формального искусственного языка, что мы уже видели на примерах описания языков программирования, как правило, описываются такие его элементы, как:
- синтаксис , то есть определение правил построения конструкций языка;
- семантика , то есть определение правил, в соответствии с которыми конструкции языка приобретают смысловое значение;
- прагматика , то есть определение правил использования конструкций языка для достижения нужных нам целей.
К тому же примерно в это же время (начало 80-х) стартовала "объектно-ориентированная эра". Все началось с появлением семейства языков программирования SmallTalk, которые применяли некоторые понятия языка Simula-67, использовавшегося в 60-х годах. Появление объектно-ориентированного подхода в первую очередь было обусловлено увеличением сложности задач. Объектно-ориентированный подход внес достаточно радикальные изменения в сами принципы создания и функционирования программ, но, в то же время, позволил существенно повысить производительность труда программистов, по -иному взглянуть на проблемы и методы их решения, сделать программы более компактными и легко расширяемыми. Как результат, языки, первоначально ориентированные на традиционный подход к программированию, получили ряд объектноориентированных расширений. Одной из первых, в середине 80-х, была фирма Apple со своим проектом Object Pascal . Кроме этого, объектно-ориентированный подход породил мощную волну и абсолютно новых программных технологий, вершинами которой стали такие общепризнанные сегодня платформы, как Microsoft . NET Framework и Sun Java .
Но самое главное, что появление ООП требовало удобного инструмента для моделирования, единой нотации для описания сложных программных систем. И вот "три амиго", три крупнейших специалиста, три автора наиболее популярных методов решили объединить свои разработки. В 1991-м каждый из "трех амиго" начал с написания книги, в которой изложил свой метод ООАП. Каждая методология была
Структурные диаграммы: Диаграмма классов Диаграмма компонентов Композитной составной структуры Диаграмма кооперации UML2.0 Диаграмма развёртывания Диаграмма объектов Диаграмма пакетов Диаграмма профилей UML2.2 Диаграммы поведения: Диаграмма деятельности Диаграмма состояний Диаграмма прецедентов Диаграммы взаимодействия: Диаграмма коммуникации UML2.0 Диаграмма кооперации UML1.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Методология UML. UML-диаграммы.
Методология UML
UML (англ. Unified Modeling Language унифицированный язык моделирования) язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения . UML является языком широкого профиля, это открытый стандарт , использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы , называемой UML-моделью . UML был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования в основном программных систем. UML не является языком программирования, но в средствах выполнения UML-моделей как интерпретируемого кода возможна кодогенерация.
Использование UML не ограничивается моделированием программного обеспечения. Его также используют для
моделирования бизнес-процессов , системного проектирования и отображения организационных структур .Использование
UML позволяет также разработчикам программного обеспечения достигнуть соглашения в графических обозначениях для представления общих понятий (таких как класс, компонент, обобщение (generalization), объединение (aggregation) и поведение), и больше сконцентрироваться на проектировании и архитектуре.
Диаграммы
В UML используются следующие виды диаграмм (для исключения неоднозначности приведены также обозначения на английском языке):
Structure Diagrams:
Behavior Diagrams:
|
Структурные диаграммы:
Диаграммы поведения:
|
Структуру диаграмм UML 2.3 можно представить на диаграмме классов UML:
Диаграмма классов
Диаграмма классов (Class diagram) статическая структурная диаграмма, описывающая структуру системы, она демонстрирует классы системы, их атрибуты, методы и зависимости между классами.
Существуют разные точки зрения на построение диаграмм классов в зависимости от целей их применения:
- концептуальная точка зрения диаграмма классов описывает модель предметной области, в ней присутствуют только классы прикладных объектов;
- точка зрения спецификации диаграмма классов применяется при проектировании информационных систем;
- точка зрения реализации диаграмма классов содержит классы, используемые непосредственно в программном коде (при использовании объектно-ориентированных языков программирования).
Диаграмма компонентов
Диаграмма компонентов (Component diagram) статическая структурная диаграмма, показывает разбиение программной системы на структурные компоненты и связи (зависимости) между компонентами. В качестве физических компонент могут выступать файлы, библиотеки, модули, исполняемые файлы, пакеты и т. п.
Шаблон проектирования Декоратор на диаграмме кооперации
Диаграмма композитной/составной структуры (Composite structure diagram) статическая структурная диаграмма, демонстрирует внутреннюю структуру классов и, по возможности, взаимодействие элементов (частей) внутренней структуры класса.
Подвидом диаграмм композитной структуры являются диаграммы кооперации (Collaboration diagram, введены в UML 2.0), которые показывают роли и взаимодействие классов в рамках кооперации. Кооперации удобны при моделировании шаблонов проектирования .
Диаграммы композитной структуры могут использоваться совместно с диаграммами классов.
Диаграмма развёртывания
Диаграмма развёртывания (Deployment diagram) служит для моделирования работающих узлов (аппаратных средств, англ. node ) и артефактов , развёрнутых на них. В UML 2 на узлах разворачиваются артефакты (англ. artifact ), в то время как в UML 1 на узлах разворачивались компоненты. Между артефактом и логическим элементом (компонентом), который он реализует, устанавливается зависимость манифестации.
Диаграмма объектов
Диаграмма объектов (Object diagram) демонстрирует полный или частичный снимок моделируемой системы в заданный момент времени. На диаграмме объектов отображаются экземпляры классов (объекты) системы с указанием текущих значений их атрибутов и связей между объектами.
Диаграмма пакетов
Диаграмма пакетов (Package diagram) структурная диаграмма, основным содержанием которой являются пакеты и отношения между ними. Жёсткого разделения между разными структурными диаграммами не проводится, поэтому данное название предлагается исключительно для удобства и не имеет семантического значения (пакеты и диаграммы пакетов могут присутствовать на других структурных диаграммах). Диаграммы пакетов служат, в первую очередь, для организации элементов в группы по какому-либо признаку с целью упрощения структуры и организации работы с моделью системы.
Диаграмма деятельности
Диаграмма деятельности (Activity diagram) диаграмма, на которой показано разложение некоторой деятельности на её составные части. Под деятельностью (англ. activity ) понимается спецификация исполняемого поведения в виде координированного последовательного и параллельного выполнения подчинённых элементов вложенных видов деятельности и отдельных действий (англ. action ), соединённых между собой потоками, которые идут от выходов одного узла к входам другого.
Диаграммы деятельности используются при моделировании бизнес-процессов, технологических процессов, последовательных и параллельных вычислений.
Аналогом диаграмм деятельности являются схемы алгоритмов по ГОСТ 19.701-90.
Диаграмма автомата
Диаграмма автомата (State Machine diagram, диаграмма конечного автомата , диаграмма состояний ) диаграмма, на которой представлен конечный автомат с простыми состояниями , переходами и композитными состояниями.
Конечный автомат (англ. State machine ) спецификация последовательности состояний, через которые проходит объект или взаимодействие в ответ на события своей жизни, а также ответные действия объекта на эти события. Конечный автомат прикреплён к исходному элементу (классу , кооперации или методу) и служит для определения поведения его экземпляров.
Диаграмма вариантов использования (Use case diagram) диаграмма, на которой отражены отношения, существующие между акторами и вариантами использования .
Основная задача представлять собой единое средство, дающее возможность заказчику, конечному пользователю и разработчику совместно обсуждать функциональность и поведение системы.
Диаграммы коммуникации и последовательности транзитивны , выражают взаимодействие, но показывают его различными способами и с достаточной степенью точности могут быть преобразованы одна в другую.
Диаграмма коммуникации (Communication diagram, в UML 1.x диаграмма кооперации , collaboration diagram ) диаграмма, на которой изображаются взаимодействия между частями композитной структуры или ролями кооперации. В отличие от диаграммы последовательности, на диаграмме коммуникации явно указываются отношения между элементами (объектами), а время как отдельное измерение не используется (применяются порядковые номера вызовов).
Диаграмма последовательности (Sequence diagram) диаграмма, на которой изображено упорядоченное во времени взаимодействие объектов. В частности, на ней изображаются участвующие во взаимодействии объекты и последовательность сообщений, которыми они обмениваются.
Диаграмма сотрудничества Этот тип диаграмм позволяет описать взаимодействия объектов, абстрагируясь от последовательности передачи сообщений. На этом типе диаграмм в компактном виде отражаются все принимаемые и передаваемые сообщения конкретного объекта и типы этих сообщений.
По причине того, что диаграммы Sequence и Collaboration являются разными взглядами на одни и те же процессы, Rational Rose позволяет создавать из Sequence диаграммы диаграмму Collaboration и наоборот, а также производит автоматическую синхронизацию этих диаграмм.
Диаграмма обзора взаимодействия (Interaction overview diagram) разновидность диаграммы деятельности, включающая фрагменты диаграммы последовательности и конструкции потока управления.
Этот тип диаграмм включает в себя диаграммы Sequence diagram (диаграммы последовательностей действий) и Collaboration diagram (диаграммы сотрудничества). Эти диаграммы позволяют с разных точек зрения рассмотреть взаимодействие объектов в создаваемой системе.
Диаграмма синхронизации
Диаграмма синхронизации (Timing diagram) альтернативное представление диаграммы последовательности, явным образом показывающее изменения состояния на линии жизни с заданной шкалой времени. Может быть полезна в приложениях реального времени.
PAGE 7
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
13400. | ПОСТРОЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ ДИАГРАММЫ ИСИКАВЫ | 140.47 KB | |
Диаграмма Исикавы внешне напоминает рыбий скелет поэтому ее часто так и называют рис. Причины Следствие Рис. в качестве крупных выступают следующие пять костей рис. Рис. | |||
2628. | Методология IDEF3 | 113.73 KB | |
Название связи Вид связи Смысл связи Связь предшествования Обозначает что вторая работа начинает выполняться после завершения первой работы. Связь отношения Обозначает что вторая работа может начаться и даже закончиться до того момента когда закончится выполнение первой работы. В данном случае вторая работа начинает выполняться после завершения первой работы. При этом выходом первой работы объект название которого надписано над стрелкой в данном случае документ. | |||
350. | Методология SADT | 9.44 KB | |
Таким образом разработчики решили формализовать процесс создания системы разбив его на следующие фазы: Анализ определение того что система будет делать Проектирование определение подсистем и их взаимодействие Реализация разработка подсистем по отдельности объединение соединение подсистем в единое целое Тестирование проверка работы системы Установка введение системы в действие Эксплуатация использование системы. | |||
7925. | Методология комплексного ЭА ХД | 9.04 KB | |
Зависимости объемов выпуска продукции от трудовых факторов выражается следующим образом: Nb = R Tд Тч Дч где Nb объем выпуска продукции R среднесписочное число рабочих Тд число дней отработанных одним рабочим за год Тч среднее число часов отработанных одним рабочим за день Дч средняя выработка продукции на 1 отработанный человекочас. Задача: На основе определить за счет каких факторов произошло изменение сумм взимаемых таможенных платежей Оренбургской таможни. Факторные анализ это процесс комплексного и... | |||
7620. | Философия и методология науки | 14.31 KB | |
Структура научного познания Научное познание это процесс получения объективного истинного знания направленного на отражение закономерностей действительности. Уровни научного познания: эмпирический выявление объективных фактов как правило со стороны их очевидных связей; теоретический выявление фундаментальных закономерностей обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений. Формы научного познания научный факт эмпирический закон проблема гипотеза теория. Методы научного познания наблюдение... | |||
7651. | Методология энергетического аудита | 6.19 KB | |
С другой стороны энергоаудит может быть комплексным и трудоемким процессом по определению и идентификации всех направлений расходования энергии и предусматривать установку нового постоянного измерительного оборудования тестирование и измерение в течение длительного периода времени и в результате детальной проверки выдаст детальные рекомендации. Составив несколько первых отчётов по энергоаудиту новичок будет сознавать актуальность и важность рекомендаций по экономии энергии таких например как использование светильников с низким... | |||
9173. | Механика и методология Ньютона | 17.2 KB | |
Одним из первых, кто задумался о сущности движения, был Аристотель. Аристотель определяет движение как изменение положения тела в пространстве. Пространство, по Аристотелю, целиком заполнено материей, неким подобием эфира или прозрачной, как воздух субстанцией. Пустоты в природе нет («природа боится пустоты»). | |||
9174. | Методология научных исследований | 91.85 KB | |
Методы эмпирического и теоретического познания. Методы научного познания включают так называемые всеобщие методы т. общечеловеческие приемы мышления общенаучные методы и методы конкретных наук. Методы могут быть классифицированы и по соотношению эмпирического знания т. | |||
4698. | МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ | 35.45 KB | |
Метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. | |||
346. | Функциональное моделирование. Методология IDEF0 | 136.7 KB | |
Методология IDEF0. История возникновения стандарта IDEF0 Методологию IDEF0 можно считать следующим этапом развития хорошо известного графического языка описания функциональных систем SDT Structured nlysis nd Design Teqnique. Исторически IDEF0 как стандарт был разработан в 1981 году в рамках обширной программы автоматизации промышленных предприятий которая носила обозначение ICM Integrted Computer ided Mnufcturing и была предложена департаментом ВоенноВоздушных Сил США. Собственно семейство стандартов IDEF унаследовало свое... |
Язык Unified Modelling Language (UML) можно считать результатом довольно длинной и еще не завершившейся эволюции методологий моделирования и дизайна.
В 90-х годах наиболее популярными были три объектно-ориентированных подхода:
В результате соперничества этих методов авторы вышеперечисленных методологий создали унифицированный язык моделирования UML (рис. 1), который унаследовал присутствовавшие в других языках элементы. Далее приведена оригинальная терминология заимствованных/унаследованных элементов языка этой методологии - дело в том, что сейчас существует несколько вариантов переводов этих терминов на русский язык.
Рис. 1. UML и его предшественники
Данная унификация преследовала три основные цели:
Моделирование системы, начиная с концепции и заканчивая исполняемым модулем, с применением объектно-ориентированных методик;
Разрешение проблем масштабирования в сложных системах;
Создание языка моделирования, используемого и человеком, и компьютером.
Официальной датой начала работ по UML считают октябрь 1994 года, когда Рамбо перешел в компанию Rational (ныне Rational - одно из подразделений корпорации IBM). Последним стандартом этого языка является версия UML1.3, вышедшая в 1999 году.
Средства UML-моделирования
Является ли UML необходимым компонентом RUP? Да, безусловно. Но практика использования UML как средства описания процесса моделирования и разработки программного обеспечения не ограничивается RUP. Как и любой другой язык, UML - это всего только средство. В RUP предусмотрен ряд утилит, позволяющих довольно легко использовать UML, но их набор не ограничивается лишь продуктами IBM/Rational. Ниже приводится далеко не полный список некоторых продуктов, поддерживающих UML:
Rational Rose (Rational Software, Windows 98/NT/2000/XP, Linux Red Hat 6.2, 7.0, Solaris 2.5.1, 2.6, 7, 8, HP-UX 10.20, 11.0, 11.i);
Microsoft Visual Studio .NET Enterprise Architect, Microsoft Visio (Microsoft, платформы: Windows 98/NT/2000/XP/Server 2003);
Describe Enterprise (Embarcadero technologies, платформы: Windows 98/NT/2000/XP);
Семейство продуктов Together (Borland, платформы: Windows 98/NT/2000/XP, Linux, Solaris);
Bold for Delphi (Borland, платформы: Windows 98/NT/2000/XP);
MagicDraw (Magic, Inc., платформы: Windows 98/Me/NT/2000/XP, Solaris, OS/2, Linux, HP-UX, AIX, Mac OS);
QuickUML (ExcelSoftware, платформы: Windows 98/NT/2000/XP) - неплохая утилита для начинающих.
Отметим также некоторые продукты OpenSourse, например ArgoUML, Novosoft UML Library.
Документ, который содержит списки продуктов, поддерживающих UML, компаний-производителей, платформ, а также информацию о примерных ценах продуктов, можно найти по адресу: http://www.objectsbydesign.com/tools/umltools_byCompany.html .
Следует также отметить, что, несмотря на факт существования стандарта UML 1.3, поддерживаемые перечисленными продуктами реализации UML или обладают собственными особенностями, или не полностью следуют стандарту, поэтому при выборе средства моделирования следует обращать внимание на поддерживаемые типы диаграмм и особенности синтаксиса. Кроме того, возможности прямого и обратного проектирования (Round-Trip Engineering) в разных продуктах весьма различны. Не все вышеуказанные продукты могут поддерживать языки программирования Java, C++, CORBA IDL, поэтому следует обращать особое внимание на то, какую модель сможет сгенерировать тот или иной продукт из имеющегося у вас кода, на каком языке может быть получен код из вашей UML-модели и какого она должна быть типа.
Таблица, показывающая, какие диаграммы UML реализованы в том или ином продукте, находится по адресу: http://www.jeckle.de/umltools.htm .
Для чего применяется UML
UML прежде всего язык, и, как всякое языковое средство, он предоставляет словарь и правила комбинирования слов в этом словаре. В данном случае словарь и правила фокусируются на концептуальном и физическом представлениях системы. Язык диктует, как создать и прочитать модель, однако не содержит никаких рекомендаций о том, какую модель системы необходимо создать, это выходит за рамки UML и является прерогативой процесса разработки программного обеспечения. В связи с этим, видимо, UML довольно часто ассоциируют с RUP одним из возможных процессов, рекомендующих, какие модели, как и когда нужно создавать для успешной разработки продукта.
UML это язык визуализации. Написание моделей на UML преследует одну простую цель облегчение процесса передачи информации о системе. За каждым символом UML стоит строго определенная семантика, что позволяет избегать ошибок интерпретации (ответы на вопросы типа «а что имел в виду разработчик Х, когда он описал иерархию классов Y…» и т.п. будут достаточно прозрачны).
UML это язык спецификаций и точных определений. В этом смысле моделирование на UML означает построение моделей, которые точны, недвусмысленны и полны.
UML это язык конструирования. UML не является визуальным языком программирования, но модели в терминах UML могут быть отображены на определенный набор объектно-ориентированных языков программирования. UML предоставляет возможности прямого (существующая модель ® новый код) и обратного (существующий код ® новая модель) проектирования. Достаточно часто средства UML-моделирования реализуют отображения UML-моделей в коде на языках Java, C++, CORBA, VB, Smalltalk.
UML это язык документирования. Процесс разработки программного обеспечения предусматривает не только написание кода, но и создание таких артефактов, как список требований, описание архитектуры, дизайн, исходный код системы, планирование проекта, тесты, набор прототипов, релизы продукта. В зависимости от культуры разработки продукта в той или иной компании степень формализации данных документов существенно различается, варьируясь от строго определенных шаблонов и формата документов до разговоров на произвольную тему по e-mail или лично. Тем не менее все эти артефакты критичны для успешного процесса разработки продукта. UML предоставляет средства отображения требований к системе, построения документации, тестов, моделирования необходимых действий для планирования проекта и для управления поставленными конечному пользователю релизами.
Элементы языка
Основными элементами UML являются сущности (Thing), отношения (Relationship), диаграммы (Diagram). Сущности являются ключевыми абстракциями языка, отношения связывают сущности вместе, диаграммы группируют коллекции сущностей, которые представляют интерес.
Сущности
Структурные сущности являются существительными языка (рис. 2). К ним относятся:
классы (Class) это набор объектов, разделяющих одни и те же атрибуты, операции, отношения и семантику. Класс реализует один или несколько интерфейсов и изображается виде прямоугольника, включающего имя класса, имена атрибутов, операций, примечание;
интерфейсы (Interface) это набор операций, которые определяют сервис класса или компоненты. Интерфейс графически изображается в виде круга и, как правило, присоединяется к классу или к компоненту, который реализует данный интерфейс;
кооперации (Collaboration) определяют взаимодействие и служат для объединения ролей и других элементов, которые взаимодействуют вместе так, что получающееся в результате поведение объекта оказывается большим, чем просто сумма всех элементов. Изображается в виде эллипса с пунктирной границей;
Прецеденты (Use case) описание набора последовательностей действий, которые выполняются системой и имеют значение для конкретного действующего лица (Actor). Прецеденты изображаются в виде эллипса и используются для структурирования поведенческих сущностей в модели;
активные классы (Active class) это классы, чьими экземплярами являются активные объекты, которые владеют процессом или потоком управления и могут инициировать управляющее воздействие. Стереотипами конкретного класса являются процесс (Process) и поток (Thread). Графически такой класс изображается как класс с жирной границей;
компоненты (Component) это физически заменяемые части системы, обеспечивающие реализацию ряда интерфейсов. Компонент это физическое представление таких логических элементов, как классы, интерфейсы и кооперации. Предметная область компонентов относится к реализации. Изображаются компоненты в виде прямоугольника с ярлыками слева и, как правило, имеют только имя и примечание;
узлы (Node) физические объекты, которые существуют во время исполнения программы и представляют собой коммуникационный ресурс, обладающий, по крайней мере, памятью, а зачастую и процессором. На узлах могут находиться выполняемые объекты и компоненты. Изображаются узлы в виде куба, имеют имя и примечание.
Данные перечисленных семи типов объектов являются базовыми структурными объектами UML. Существуют также вариации данных объектов, такие как действующие лица (Actor), сигналы (Signal), утилиты (Utility - вид класса), процессы и нити (Process и Thread - виды активного класса), приложения (Application), документы (document), файлы (File), библиотеки (Library), страницы (Page), таблицы (Table).
Поведенческие сущности это динамические части моделей UML (рис. 3). К ним относятся:
взаимодействия (Interaction) включают набор сообщений, которыми обмениваются указанные объекты с целью достижения указанной цели. Взаимодействие описывается в контексте кооперации и изображается направленной линией, маркируется именем операции сверху;
автоматы (State machine) спецификации поведения, представляющие собой последовательности состояний, через которые проходит в течение своей жизни объект, или взаимодействие в ответ на происходящие события (а также ответные действия объекта на эти события). Автомат прикреплен к исходному элементу (классу, кооперации или методу) и служит для определения поведения его экземпляров. Изображается автомат как прямоугольник с закругленными углами.
Группирующие сущности это организационные составляющие моделей UML. К ним относятся пакеты (Package) обобщенный механизм для организации элементов в группы. Структурные, поведенческие, группирующие сущности могут быть помещены в пакет. Пакеты являются чисто концептуальными сущностями в отличие от компонентов, существующих во время исполнения программы. Изображается пакет как папка с ярлыком сверху и, как правило, имеет только имя.
Аннотационные сущности это пояснительные составляющие моделей UML, к которым относятся примечания (Note) пояснительные элементы языка (рис. 4). Они содержат текст комментария, изображаются в виде прямоугольника с загнутым уголком страницы.
Отношения
К базовым отношениям между объектами, которые позволяют строить блоки UML, можно отнести следующие (рис. 5):
зависимость (Dependency) это семантическое отношение между двумя сущностями, при котором изменение одной из них (независимой сущности) может отразиться на семантике другой (зависимой). Виды зависимостей, которые соответствуют нескольким видам отношений между объектами, перечислены ниже:
- абстракция (Abstraction) представляет собой изменение уровня абстрактности для некоторого понятия. Как правило, один из элементов, более абстрактный, а второй более конкретный, хотя возможны ситуации, когда оба элемента являются двумя возможными вариантами понятия, существующими на одном уровне абстракции. К зависимости абстракции относятся следующие стереотипы (в порядке возрастания специфичности отношений): трассировать (Trace), уточнять (Refine), реализовать (есть собственная нотация) и выводить (Derive),
- связывание (Binding) связывает элемент с шаблоном. Аргументы, необходимые для параметров шаблона, прикреплены к зависимости связывания в виде списка,
- комбинирование (Combination) соотносит две части описания классификатора (любой элемент модели, описывающий определенные черты структуры и поведения системы), чтобы получить полное описание элемента,
- разрешение (Permission) зависимость (всегда изображается в виде особого стереотипа), связывающая тот или иной пакет (или класс) с другим пакетом (или классом), которому он предоставляет разрешение использовать свое содержимое. Стереотипами зависимости разрешения являются: быть доступным (Access), быть дружественным (Friend) и импортировать (Import),
- использование (Usage) описывает ситуацию, когда одному элементу для правильной реализации или функционирования требуется присутствие другого элемента. К стереотипам этого вида зависимости относятся: вызывать (Call), создать экземпляр (Instantiate), параметр (Parameter) и отправить (Send);
ассоциация (Association) структурное отношение, описывающее множество связей между объектами классификаторов, где связь (Link) это соединение между объектами, которое описывает связи между их экземплярами. Ассоциации являются как бы клеем, который связывает систему воедино. Без ассоциаций мы имели бы просто некоторое количество классов, не способных взаимодействовать друг с другом. У ассоциации может быть имя, однако основную информацию об ассоциации следует искать у ее полюсов, где описывается, каким образом каждый объект участвует в ассоциации: у ассоциации есть список, состоящий из двух или более полюсов ассоциации: каждый из них определяет роль, которую играет данный классификатор в этой ассоциации. Один и тот же классификатор может играть несколько ролей, которые не являются взаимозаменяемыми. Каждый полюс ассоциации описывает свойства, применимые к конкретному объекту этой ассоциации, например сколько раз один объект может появляться в связях (множественность). Некоторые свойства (такие как допустимость навигации) применимы только к бинарным ассоциациям, хотя большинство свойств относится и к бинарным, и к n-арным ассоциациям;
обобщение (Generalization) это отношение специализации/обобщения, при котором объекты специализированного элемента (потомка Child) можно подставить вместо объектов обобщенного элемента (родителя, предка Parent). В случае обобщения классов прямой предок может именоваться суперклассом, а прямой потомок подклассом;
реализация (Realization) отношение между спецификацией и ее программной реализацией; указание на то, что поведение наследуется без структуры.
Мы перечислили четыре основных отношения. В UML также существуют их варианты: уточнение (Refinement), трассировка (Trace), включение (Include), расширение (Extend).
Диаграммы UML
Визуализация представления проектируемой системы с различных точек зрения в UML реализована посредством диаграмм - проекций системы. Диаграмма (Diagram) - это графическое представление множества элементов, которое изображается в виде связного графа с вершинами (сущностями) и ребрами (отношениями).
Чаще всего UML рассматривает систему с пяти взаимосвязанных точек зрения (рис. 6).
Представление с точки зрения прецедентов (Use case view) включает пользовательские истории, описывающие систему с точки зрения конечного пользователя, аналитика, тестера. Это представление не определяет структуру программного обеспечения, а существует для передачи общего представления о системе. В UML это отображается посредством диаграмм прецедентов (Use case diagram), динамический аспект представлен в диаграммах взаимодействий (Interaction diagram), состояний (Statechart diagram), активности (Activity diagram).
Представление с точки зрения дизайна (Design view) включает классы, интерфейсы и кооперации, которые формируют словарь задачи и ее решение. Данное представление в первую очередь осуществляет поддержку функциональных требований к системе, значение сервисов, которые система должна предоставить конечному пользователю. В UML это отображается посредством диаграмм классов (Class diagram) и объектов (Object diagram), динамический аспект отображается в диаграммах взаимодействий, состояний, активности.
Представление с точки зрения процессов (Process view) включает нити и процессы, которые формируют параллельную обработку и синхронизацию в системе. Данное представление в первую очередь относится к производительности, масштабируемости и пропускной способности системы. В UML статический и динамический аспекты отображаются теми же диаграммами, что и в Design view, но внимание акцентируется на активных классах, представляющих процессы и нити.
Представление с точки зрения реализации (Implementation view) включает компоненты и файлы, используемые при сборке системы. Подобное представление в первую очередь относится к управлению конфигурациями (Configuration management) релизов продукта. Статический аспект в UML отображен диаграммой компонентов (Component diagram), а динамический - диаграммами взаимодействий, состояний, активности.
Представление с точки зрения внедрения (Deployment view) включает узлы и их взаимодействие - они определяют аппаратную топологию, на которой выполняется программное обеспечение. Это представление в первую очередь относится к распространению, доставке, установке компонентов, из которых строится физическая система. Статический аспект в UML отображается диаграммой внедрения (Deployment diagram), а динамический - диаграммами взаимодействий, состояний, активности.
Ниже приведены определения и примеры диаграмм:
диаграмма классов (Class diagram) структурная диаграмма, на которой показано множество классов, интерфейсов, коопераций и отношений между ними (рис. 7);
диаграмма объектов (Object diagram) структурная диаграмма, на которой показано множество объектов и отношений между ними. Ее можно считать особым случаем диаграммы классов. Инструментам моделирования не нужно поддерживать отдельный формат для диаграмм объектов. На них изображены объекты, поэтому диаграмма классов, на которой нет классов, но есть принадлежащие им объекты, может считаться диаграммой объектов;
диаграмма прецедентов (Use case diagram) диаграмма поведения, на которой показано множество прецедентов и актеров, а также отношений между ними (рис. 8);
диаграммы взаимодействий (Interaction diagram) :
- диаграмма последовательностей (Sequence diagram) диаграмма поведения, на которой показано взаимодействие и подчеркнута временная последовательность событий (рис. 9),
- диаграмма кооперации (Collaboration diagram) диаграмма поведения, на которой показано взаимодействие и подчеркнута структурная организация объектов, посылающих и принимающих сообщения (рис. 10);
диаграмма состояний (Statechart diagram) диаграмма поведения, на которой показан автомат и подчеркнуто поведение объектов с точки зрения порядка получения событий (рис. 11);
диаграмма активности (Activity diagram) диаграмма поведения, на которой показан автомат и подчеркнуты переходы потока управления от одной деятельности к другой (рис. 12);
диаграмма компонентов (Component diagram) диаграмма, на которой изображена организация некоторого множества компонентов и зависимости между ними, относится к статистическому виду системы (рис. 13);
диаграмма топологии системы (Deployment diagram) структурная диаграмма, на которой показаны узлы и отношения между ними (рис. 14).
Продолжение следует.