Из проповеди митрополита Николая

  Каждому человеку в то или иной степени свойственно проявлять чувство сострадания к окружающим его людям. Но одного врожденного и естественного для нас чувства сострадания еще недостаточно для того, чтобы исполнять долг христианского милосердия в отношении к ближним, так как это чувство безотчетно в своем проявлении и ограничено по своему объему. Естественное чувство направлено только к тем, кто нас любит. Христианин должен быть милосерд так, как Отец Небесный.
Милосердие есть готовность помогать тем, кто находится в нужде и бедствии. Оно выражается в действиях, направленных на устранение несчастья, в котором оказался человек; в сострадании и соболезновании к страданию и горю других. Оно должно исходить из самых сокровенных глубин человеческого сердца.
Милосердие есть любовь, а истинная любовь исходит от сердца, которое трогается при взгляде на нужды и страдания других, принимает полное участие в их горе и ничего так сильно не желает, как помочь и спасти их. Человек, попавший в беду, видя сердечное расположение к нему окружающих, не отчаивается в своем горе. Он уверен, что с помощью ближних он выйдет из постигшей его беды.
Милосердный человек не только проявит сердечное участие и сострадание, он готов оказать деятельную помощь. Его желание – смягчить нужду и бедствие несчастных, улучшить их состояние. Милосердный христианин не делает различия между нуждающимися: он готов помочь всем, кто нуждается в его помощи. Его сердце бьётся состраданием и участием, а его рука готова на помощь и услугу.
Что же побуждает христианина быть милосердным? Прежде всего, его побуждает быть милосердным Сам Отец Небесный, Который «Творит милость до тысячи родов любящих Его и хранящих повеления Его» (Исх., 20, 6). Не надеемся ли и мы на это милосердие? Не служит ли оно нашим утешением и прибежищем, если мы находимся в нужде и опасности; если мы невинно страдаем и наши ближние не в силах дать нам никакого утешения.
Каждый человек является членом огромной семьи человечества. Это обстоятельство обязывает каждого члена это семьи употреблять свои силы и жизнь на благо других и по возможности содействовать тому, чтобы каждый человек мог быть доволен своим состоянием и находил помощь в нужде. «Кто живет для себя только – говорит святитель Иоанн Златоуст, – и пренебрегает всем прочим, тот не человек и не принадлежит к нашему роду».